Главная Рус    Eng
Главная / Пресс-центр / Пресса о нас

Пресса о нас

Импорт оборудования: специфика таможенного оформления

Вне зависимости от негативных экономических изменений, связанных с кризисом мировых биржевых рынков, в Россию, по оценкам экспертов, сохранится мощный инвестиционный поток. Это обусловлено реа¬лизацией ряда стратегических государственных проектов, таких как строительство объектов Олимпиады-2014 в Сочи, развитие Юга России, дальнейшее выполнение национальных проектов. В этой ситуации компания «Национальный таможенный брокер» видит большой потенциал в применении своего комплекса таможен¬ных услуг при реализации импортных поставок, в том числе и технологического оборудования для производства строительных материалов.

Ввоз технологического оборудования с освобождением от таможенных платежей.
Если новое технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему ввозятся на территорию России в качестве вклада в уставный капитал организаций с иностранными инвестициями, то оно подлежит освобождению от уплаты ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость (НДС) при соблюдении ряда условий.
Для освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины:
— технологическое оборудование должно ввозиться на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал;
— технологическое оборудование не должно быть подакцизным;
— технологическое оборудование должно относятся к основным производственным фондам;
— технологическое оборудование должно ввозится в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала. Для освобождения от уплаты НДС необходимо получить заключение таможни, подтверждающее возможность применения освобождения от обложения НДС ввоза на таможенную территорию РФ технологического оборудования. Данное заключение выдается после прибытия декларирования товаров таможенному органу при условии предоставления следующих документов:
• копий учредительных документов организации согласно ее организационно-правовой форме с внесенными изменениями (в случае, если такие изменения и дополнения вносились), прошедших государственную регистрацию и заверенных согласно установленному порядку;
• перечня ввозимого оборудования, комплектующих и запасных частей к нему (в случае, если такой перечень не содержится в учредительных документах);
• в установленных случаях отчета независимого оценщика об оценке ввозимого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему;
• копии классификационного решения ФТС России (в случае, если такое классификационное решение выдавалось);
• иных документов, имеющих отношение к применению данного освобождения.
Также следует определить код технологического оборудования в соответствии с ТН ВЭД России и проверить его на соответствие кодам, перечисленным в приложении 1 к Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденной приказом ГТК России от 07.02.2001 № 131. Для этого целесообразно получить предварительное решение ФТС России о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России.
При ввозе бывшего в употреблении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему (далее — технологическое оборудование б/у) в качестве вклада в уставный капитал организаций следует учи¬тывать, что соответствии с письмом ЦТУ от 14.04.2004 № 21-18/8143 в отношении товаров б/у усилены меры таможенного контроля, а именно контроля таможенной стоимости и фактического контроля.
Руководителям и владельцам предприятий следует помнить, что получение льгот по уплате таможенных платежей является основанием для проведения таможен¬ной ревизии, так как в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 151 ТК РФ технологическое оборудование, ввозимое в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации будет считаться условно выпущенным.

Ввоз технологического оборудования без освобождения от таможенных платежей.
При ввозе нового технологического оборудования с уплатой таможенных пошлин и НДС в полном объеме не требуется дополнительного времени на получение разрешительных документов ФТС России и Минэкономразвития России, а вероятность проведения таможенной ревизии снижается.
Ввоз технологического оборудования б/у осуществляется по той же схеме, что и нового оборудования. Однако в соответствии с письмом ЦТУ от 14.04.2004 № 21-18/8143 в отношении товаров б/у усилены меры контроля таможенной стоимости и фактического контроля.
Таким образом, ввозить на территорию России технологическое оборудование с уплатой всех таможенных платежей следует лишь в случаях, когда это надо сделать в максимально короткие сроки.
Помимо вышеизложенного к ввозимому на таможенную территорию Российской Федерации технологическому оборудованию применяются меры нетарифного регулирования (например, сертификация соответствия). При этом необходимо иметь ввиду, что сертификация товаров, бывших в употреблении, в Системе сертификации ГОСТ Р не предусмотрена. Основанием для отнесения товаров к данной категории может быть акт таможенного досмотра либо акт, составленный экспертами Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Получение предварительного классификационного решения ФТС России
В настоящее время, в связи с отменой импортной пошлины на большую часть оборудования, более рекомендуемым вариантом является импорт оборудования с получением Классификационных решений ФТС России.
Единовременная поставка оборудования. В соответствии с разделом II Положения о порядке принятия предварительных решений о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД и о стране происхождения товара, утвержденного приказом ГТК России от 22.08.2003 № 920, для получения предварительного классификационного решения необходимо направить в ФТС Рос¬сии следующие документы:
а) письменный запрос по установленной форме о принятии предварительного решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД;
б) копию внешнеторгового контракта;
в) сборочный (монтажный) чертеж (схема) оборудования (технологической линии) с указанием попозиционного расположения функциональных блоков и
отдельных компонентов;
г) описание технологического процесса;
д) фотографии функциональных блоков и отдельных компонентов.
Поставка оборудования отдельными компонентами. В
соответствии с разделом II Инструкции о порядке класси¬фикации в соответствии ТН ВЭД, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов, для получения классификацион¬ного решения российское юридическое лицо, перемещающее товары (далее — заинтересованное лицо), должно подать письменное заявление в ГУТНР.
Классификационное решение может быть выдано заинтересованному лицу, если внешнеторговый договор заключен от собственного имени и заинтересован¬ное лицо является получателем ввозимых товаров.
Заявление должно содержать следующие сведения:
—  общее описание машины, составными элементами которой являются раздельно поставляемые компоненты;
—  причины, ввиду которых не представляется возможным одновременное представление для таможенного оформления всех компонентов;
—  срок, в течение которого будет осуществлена поставка всех отдельных компонентов;
— наименование таможенного органа, где будет осуществляться таможенное оформление машины и ее отдельных компонентов (далее — контролирующая таможня). К заявлению следует приложить заверенные в соответствии с установленным порядком копии следующих документов на русском языке:
— внешнеторговый договор;
— подробная спецификация машины, оформленная в виде списка товаров установленной формы на бумажном и электронном носителе;
— описание отдельных компонентов машины, которое позволит однозначно их классифицировать в соответствии с ТН ВЭД, идентифицировать, вести учет по количеству и номенклатуре;
— сборочный (монтажный) чертеж (схема) машины с указанием попозиционного расположения функциональных блоков и отдельных компонентов;
— документы, необходимые для определения страны происхождения машины, согласно соответствующим пра¬вилам определения страны происхождения товаров.
Данное заявление подается до момента представления к таможенному оформлению первой партии отдельных компонентов машины с учетом сроков принятия ФТС России решения о выдаче классификационного решения — 90 дней в общем случае.
В случае, если декларирование машины будет производиться таможенным брокером, в заявлении указываются номер и дата выдачи лицензии (копии лицензии) на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, а также заверенная в установленном порядке копия договора с таможенным брокером.

Аутсорсинг внешнеэкономической деятельности.
Строительство крупных объектов, строительство новых производственных предприятий, реконструкция действующих производств приводит необходимости проведения внешнеэкономических операций, в частности импортированию технологичского оборудования. В этой связи внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) начинают заниматься компании, которые ранее не вникали в данную сферу бизнеса, соответственно не имеют достаточной квалификации и опыта в этой сфере. На помощь может прийти распространенный в настоящее время аутсорсинг, то есть делегирование профильной компании определенного вида деятельности. Привлечение к выполнению специфических операций узкоспециализированных компаний позволяют предприятиям, осуществляющим экспортно-импортные операции, избежать проблем с организацией логистической составляющей бизнеса, одновременно повысив его эффективность.
Компания «Национальный таможенный брокер» оказывает клиентам услугу аутсорсинга ВЭД. Ее главными принципами работы являются внимание к клиенту, своевременное реагирование на любое обращение клиента, индивидуальный, «ювелирный» подход к каждому клиенту и др. С этой целью в нашей компании практикуется периодический опрос клиентов по вопросам качества предоставляемых услуг, в ходе которого выявляются вопросы, требующие срочной корректировки.
Практика последних лет работы логистического рынка России показывает, что существенно меняются критерии принципов выбора партнера — логистического оператора. Если ранее основным критерием была стоимость предоставляемых услуг, то в настоящее время данный критерий уступил место качеству и профессионализму услуги, стабильности логистического партнера, скорости выполнения и ассортименту услуг.
В России активно развивается прямой импорт, то есть когда во внешнеэкономические отношения вступают отдельные компании, минуя надстроечные государственные структуры. Затруднений, неизбежно возникающих при освоении несвойственного для компании вида деятельности — внешнеэкономической, можно избежать, выбрав профессионального партера — логистического оператора в России, специалисты которого имеют профильную профессиональную подготовку, отслеживают изменения законодательства, имеют опыт взаимодействия с таможенными органами. Ведь на своевременную доставку оборудования к месту монтажа может повлиять не только правильность оформления документов, но и пропускная способность таможенного поста или морского порта.
К сожалению, Российские производители технологического оборудования для многих видов производства утратили конкурентоспособность или вовсе прекратили его выпуск. Все больше отечественных предприятий вынуждены закупать оборудование у зарубежных производителей, часто с привлечением кредитных ресурсов. Тем важнее оптимизировать проведение закупленного оборудование через таможенные органы и скорейшую его доставку на предприятие.

Н.Е. ИВАНОВА, начальник отдела развития бизнеса и комплексного сопровождения клиентов, 
ООО «Национальный таможенный брокер» (Москва).
Научно-технический и производственный журнал  ноябрь 2008

Расчет кратчайшего расстояния
Расчет платежей
Библиотека
On-line консалтинг
Заказ услуги