Главная Рус    Eng
Главная / Пресс-центр / Пресса о нас

Пресса о нас

Таможенный сталкер


Таможенный брокер ассоциируется у обывателя с настоящим «сталкером», который, обходя хитрым маневром государственные таможенные посты, топями и болотами проносит через госграницу ценный груз по очень сходной цене. Как оказалось, это устаревшие сведения. О том, каков современный российский таможенный брокер, — наш разговор с Ильей КОЗЛОВЫМ, главой компании «Национальный таможенный брокер», входящей в группу «Национальная Логистическая Компания».

Илья Козлов, глава компании «Национальный таможенный брокер», входящей в группу «Национальная Логистическая Компания»Сегодняшнее состояние рынка околотаможенных услуг является закономерным результатом принятия три года назад новой редакции Таможенного кодекса. Эксперты рынка в январе 2005 года предсказывали едва ли не коллапс системы: гибель региональных брокеров, полную монополизацию отрасли, неэффективность работы с залогами. А что произошло на деле?

— Несмотря на критику, реально работать стало легче. В целом прогресс в таможенных органах очень заметен — ведь я хорошо помню, как сложно было оформлять грузы раньше. Впервые я столкнулся с этим еще в 1991 году, когда все только начиналось: вместе с таможенниками мы часами сидели и разбирались, что такое, например, код товара и к какой группе следует отнести очередную позицию…

Не оправдалось и большинство прогнозов. Региональные брокеры не умерли: продолжают работать, обслуживая специфические потребности преимущественно региональных клиентов. Экспансии, о которой принято говорить, например, в сфере товаров широкого потребления с высокой оборачиваемостью, в нашем сегменте не наблюдается. Есть общероссийские брокеры, имеющие свои филиальные сети, но они мирно уживаются с региональными компаниями, и переделов рынка, на мой взгляд, не происходит. Чаще всего федеральные компании приходят в регионы, чтобы обслуживать специфические потребности федеральных же клиентов, с которыми они начинали работать еще в Москве и Санкт-Петербурге. Однако в любом случае в соответствии с желанием государства вынести таможенные границы к физическим границам страны роль внутренних таможен будет постепенно уменьшаться, и дело тут не в конкурентной борьбе.

— В представлении обывателя таможенный брокер — ловкий малый, который пробирается «огородами», протаскивая за собой товары в одному ему известные дырки в заборе… К тому же раньше практически все брокеры были выходцами из таможенных структур. Каков сегодняшний кадровый состав на этом рынке?

— Среди декларантов и брокеров, работающих у нас, бывших таможенников уже практически нет. Я и сам работал прежде в компании, занимавшейся внешнеэкономической деятельностью, а не служил на таможне.

— Связи теперь не играют решающей роли?

— Дело не в связях, а в профессионализме и подготовке. Сегодня это бизнес, которому просто нужно учиться, личные связи — не главное. Со временем они появляются и, конечно же, помогают в работе, позволяют понимать логику принятия таможенным инспектором того или иного решения, заранее предвидеть, что вызовет дополнительные вопросы.

Вообще все очень изменилось. Теперь таможенный брокер — это высококлассный специалист, совмещающий большой объем знаний из разных областей, который позволяет ему не просто правильно заполнять таможенные декларации, но и выступать консультантом в сфере внешнеторгового урегулирования.

— Консультированием в этой области раньше зарабатывали преимущественно западные операторы…

— Знаете, российские специалисты сегодня гораздо сильнее; в сфере логистики, к которой относится и брокерство, западные компании заметно проигрывают отечественным по целому ряду параметров. Это связано с незнанием определенной специфики, деловой этики, построения взаимоотношений, особенностей найма персонала и т. д. Сегодня в десятке крупнейших брокеров, действующих в России, только три иностранных компании!

— По некоторым оценкам, сейчас только 20% товаров, проходящих через российские таможни, оформляется брокерами, а все остальное импортеры ввозят самостоятельно. Согласны ли вы с такой оценкой? Почему так мало? Это ваш потенциал роста?

— Мне всегда интересна природа тех или иных статистических данных. Однажды довелось услышать на конференции достаточно высокого уровня оценку логистического рынка в России. Рассуждения выглядели следующим образом: в развитых странах на логистику уходит 12% ВВП. Значит, и у нас должно быть столько же! Между тем не учитываются ни территориальные различия, ни многие иные детали. Например, для расчета себестоимости в транспортном тарифе есть даже статистика износа шин при пробеге по дорогам Европы. У нас же нет не только этих, но и многих других, более важных данных.

Что касается пресловутых 20%, думаю, речь идет вот о чем. Законодательство позволяет работать как по брокерскому, так и по консультационному договору. В нашей компании по брокерскому договору оформляется 44% деклараций. Мы можем оформлять груз не под брокерской печатью, тогда в графе «декларант» появляется название компании-импортера. Если же оценивать по таможенной стоимости грузов, платежам в бюджет, цифры будут значительно отличаться. Все зависит от того, какая аналитика интересует в настоящее время…

— В целом число обращающихся к услугам таможенных брокеров компаний растет?

— Безусловно. Причем еще и потому, что НТБ известна на рынке как компания, работающая исключительно на «белом» поле. Грузы, проходящие через наши руки, попадают в цепочку товарооборота, в которой не возникает сложностей, связанных, например, с такой простой вещью, как занижение таможенной стоимости. При последующей продаже такого товара по реальной цене возникает, как вы сами понимаете, большая дельта, которая подпадает под налогообложение. Это вообще одна из макроэкономических причин, вынуждающих все большее число компаний обращаться к таким брокерам, как мы. То есть если ты сэкономишь на платежах, занижая таможенную стоимость, значит, у тебя будет головная боль потом. Придется прибегать к каким-то схемам для того, чтобы снизить налогооблагаемую базу, все это проходит через цепочку «дистрибьютор — дилер — субдилер», и каждое ее звено пытается переложить эту проблему на следующее.

— Между тем есть и прямо противоположное мнение о методах и задачах работы брокера: он как раз должен уметь найти подходящую дырку в заборе и исхитриться протащить через нее груз!

— Это было свойственно периоду 90-х годов. Да, возможно, в то время подобные умения были единственным конкурентным преимуществом таможенного брокера, который знал, как найти пресловутую «дырку в заборе», чтобы снизить издержки клиента. Но сегодня, как выяснилось, самая большая и удобная дырка в заборе, через которую нужно пролезть, — это та самая официальная дверь, на которой висит табличка «Таможня»! Оказывается, достаточно просто подойти к этой двери, открыть ее и войти, не теряя времени на «подкопы».

— Звучит умилительно. Все настолько хорошо?

— Что значит хорошо? Безусловно, работа с нами — это определенные дополнительные хлопоты и обязательства для участника внешнеэкономической деятельности в части правильной подготовки документов. Но эта работа выполняется один раз. Если вы вчера оформляли груз, даже не открывая машины, в которой находилось бог знает что, сто товаров под одним кодом, то теперь придется расписать все позиции. По старинке вы получали, к примеру, по одной декларации губную помаду и еще десятки наименований: крема, лосьоны, гели. Как вы будете сегодня все это продавать через вашу прекрасную розничную сеть, если на кассе каждый товар учитывается как отдельная единица? Предположим, со своей сетью проблему еще можно как-то решить. А если речь идет о контрагенте?

Эту работу все равно придется выполнить: или до таможенного оформления, или после. Единственный вариант, когда можно обойтись «и так», — торговля на вещевых рынках. Но это не те клиенты таможенных брокеров, которые составляют основу нашей экономики: у нас их просто нет. А у системных компаний, создающих бизнес надолго, просто нет другого выхода. Собственно, правильнее говорить «у нас», потому что мы работаем вместе с ними.

— Какие клиенты у вас преобладают — российские или зарубежные?

— Основной поток — иностранные компании. Тому есть две причины: боязнь российских компаний передать логистику на аутсорсинг и то, что от транснациональных корпораций сегодня просто некуда деться, именно они формируют картину товарного насыщения страны. В числе наших российских клиентов — дистрибьюторы, которые везут то, что в стране не производится: алкоголь, автомобили, а также крупнейшие сети бытовой техники.

— Помнится, у сетей, торгующих бытовой техникой, еще не так давно были определенные сложности с таможней. Картина и здесь меняется?

— Я не случайно упомянул этот сегмент. Например, с нами работают «М-Видео», «Эльдорадо» и другие сети, оперирующие на этом жестком рынке, где идет борьба за каждый доллар, причем в цене продукта, который стоит не десять, а сотни долларов. Раз они передают нам свои логистические функции на аутсорсинг, значит, для них это экономически оправдано. Конечно, если посчитать только коротенький этап таможенного оформления, это может оказаться дороже, но если рассматривать бизнес в контексте длинной логистической цепи, которая заканчивается доставкой товара на дом конечному потребителю, то, безусловно, выгоднее. И, наконец, это стратегически выгоднее: на рынке, как известно, выживает тот, кто видит дальше.

— Различаются ли запросы зарубежных и российских клиентов?

— Они разнятся скорее в зависимости от групп товаров и предметов таможенного оформления, их логистики. Различий по «национальной принадлежности» (когда одна компания американская, а другая — российская, и ей ничего не нужно), конечно, нет. Могу сказать, что уровень ведения бизнеса наших компаний очень высок и порой опережает даже зарубежные аналоги.

— Есть ли у вас небольшие клиенты?

— Да. Но это надо рассматривать в контексте того бизнеса, в котором работает клиент: для того чтобы считаться небольшим бизнесом в сегменте FMCG, нужно продавать сотню грузовиков в месяц, а вот при торговле элитным алкоголем достаточно одной машины. Но если клиент с одной машиной важен для рынка, он важен и для нас, так что различий мы не делаем. Небольшие компании тоже постепенно уходят «в белую». У нас оформляются больше 200 клиентов, из них компаний, которые везут небольшие объемы (от одной до пяти машин в месяц), около 70%. При этом нужно понимать, что их удельный вес не слишком велик.

— Позволяют ли нынешние правила таможенного оформления находить какие-то варианты толкований определенных норм, позволяющие экономить на чем-то? Или это уже будет считаться «дыркой в заборе»?

— Существуют разные показатели, по которым таможня решает, повышенное или обычное внимание уделять тому или иному виду грузов. Одним из этих параметров является, конечно же, цена. Один и тот же вид товара может декларироваться разными компаниями по разной цене: та, что имеет больший набор документов, может обосновать более низкую цену, отвечающую требованиям таможенного инспектора. Обе компании проходят таможенное оформление в абсолютно законном поле, но при этом та, у которой качество подготовки документов выше, может сэкономить на платежах.

— Вы активно осваиваете регионы. Приходилось ли сталкиваться с серьезным противодействием, конкуренцией со стороны местных игроков?

— Распространенное мнение о том, что логистический бизнес высокодоходен и прост, привело к тому, что в последнее время достаточно много местных компаний решило им заняться. Масштабы? Представьте себе такую вот коробку постройки 60-х годов высотой в шесть метров, не поддающуюся классификации по существующей сегодня системе, которая оказывает логистические услуги. Реально спрос на них существует: когда нет ничего, годится любое помещение, обеспечивающее хотя бы крышу над головой. Такая картина свойственна огромному количеству городов, в том числе и «миллионникам». Сначала федеральные компании, стремившиеся со своими товарами в регионы, недоумевали, зачем им платить нам, условно говоря, 20 рублей, если местные «логисты» берут за свои услуги только 10. Получается, мы конкурируем с неким мифом о том, что можно пользоваться услугами любого, у кого есть два погрузчика.

К счастью, сейчас стало ясно, что это просто принципиально разные продукты. Мы демонстрируем то, что можем дать в регионах клиентам, и после некоторых раздумий выбор делают в нашу пользу. Собственно, вы покупаете еще и уверенность.

— Все же пока уверенность покупают далеко не все. Многие торговые сети по-прежнему активно выстраивают собственную логистику.

— У них есть право полагать, что они правильно ведут бизнес. Но я лично считаю, что каждый должен заниматься своим делом. За рубежом подавляющее большинство торговых сетей предпочитает приобретать логистические услуги у специализирующихся на них компаний, и мы к этому тоже неизбежно придем.

Заметьте: многие дистрибьюторы целиком ушли в логистику, потому что это основная составляющая их бизнеса. Это нормальный процесс, который лишь подтверждает, что бизнес все больше будет отдавать логистические функции на аутсорсинг, чтобы заниматься непосредственным продвижением продукта-брэнда, а не некой субстанции, двигающейся по цепочке от производителя до потребителя.

На рынке много примеров, когда компании, особенно чувствительные к цене (например, табачные), создавали отдельное подразделение, которое оказывало логистические услуги как им самим, так и сторонним клиентам. Получалось как с карманным банком: его «когти» тупые, он обречен, поскольку не привык жить в конкурентном мире! Если компания не интересна внешней среде, она не интересна и персоналу: он оттуда уйдет, а останутся самые глупые и ленивые, неспособные оказывать качественные услуги даже собственной компании. В конечном итоге их придется уволить, вернувшись к тому, с чего все начиналось, но уже потратив существенные деньги. Если хотите, это просто эволюция, колесо, которое движет прогресс.

За кадром

— Что изменится с присоединением России к ВТО? Некоторые зарубежные эксперты предрекают, что вы останетесь без работы…

— Хочется надеяться, что все будет легко и просто, но думаю, это случится не очень скоро. Нужно правильно оценивать место таможенного брокера в логистическом процессе. В 90-е годы это был самостоятельный высокодоходный бизнес, затем он стал интегрироваться в логистику, а в дальнейшем его самодостаточность будет еще более снижаться. Но способность компании оказывать логистические услуги в комплексе, чем именно мы в НЛК и занимаемся, дает очень серьезное конкурентное преимущество. Если таможенный бизнес перестанет быть интересным сам по себе, перестанет приносить высокие доходы, необходимость участия таможенного брокера в процессе от этого не снизится.

Кстати, в развитых западных странах таможенное брокерство как отдельно взятый бизнес не существует! Он есть лишь в контексте SCM (Supply Chain Management, управление цепочками поставок — Прим. ред.) как необходимый этап. Мы полагаем, что таможенный бизнес будет актуален еще долго, и при этом интегрируем все необходимые услуги воедино — как в сфере транспортной, так и складской, таможенной.

— Вам удалось собрать уже весь букет услуг?

— Есть направления, над которыми мы работаем. Хотим сформировать определенный спрос: например, уходим в регионы, первыми среди всех федеральных компаний занявшись там строительством складских терминалов. Очень перспективна и финансовая логистика, и информационная — формирование цепочки обратной поставки информации: от рынка к производителю. При этом важно не просто оказывать востребованные рынком услуги, но и играть на опережение.

На самом деле, предлагая комплексный сервис крупным федеральным компаниям, стремящимся в регионы, нельзя заранее быть уверенным в том, что они должным образом воспримут стоимость услуги. Вопреки убеждению, что в регионах все дешевле, построить складской терминал, например, во Владивостоке куда накладнее, чем в центральной части страны, — из-за издержек на управление подобными проектами. Но, рискнув, мы не прогадали: спрос на эти услуги оправдал наши расчеты. Аналогичная ситуация — с логистическим парком «Крекшино», запущенным в эксплуатацию НЛК в Подмосковье. Он получил премию Building Awards в номинации «Лучший складской проект 2006 года» — и одобрение таможни в лице присутствовавшего на его открытии первого заместителя главы ФТС Владимира Малинина.

Бизнес Журнал ONLINE
Опубликовано: 12.12.2006
Расчет кратчайшего расстояния
Расчет платежей
Библиотека
On-line консалтинг
Заказ услуги