Главная Рус    Eng
Главная / Пресс-центр / Пресса о нас

Пресса о нас

Анализ возможных последствий изменений порядка лицензирования деятельности СВХ и ТС по хранению импортируемой алкогольной продукции

В.Н.Ионичева - специалист по методологии таможенных операций ООО «Национальный таможенный брокер»

В Государственную Думу РФ 7 июня 2010 года внесен проект Федерального закона № 387203-5 "О внесении изменений в Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", с текстом которого можно ознакомиться на официальном сайте Государственной Думы РФ в разделе Законодательная деятельность ГД/Законопроекты

Данным законопроектом предлагается установить с 1 января 2011 года в качестве лицензионных требований к организациям, осуществляющим производство и оборот алкогольной продукции, наличие во владении организации отдельного (выделенного) помещения площадью не менее 1000 кв. метров; с 1 января 2013 года в качестве одного из лицензионных требований к организациям, осуществляющим указанную деятельность, вводится требование о наличии в собственности производственных и складских помещений.

Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, изменения в Федеральный закон № 171-ФЗ обусловлены необходимостью противодействия нелегальному обороту алкогольной продукции. По данным Росстата нелегальный оборот алкогольной продукции составляет 40 % рынка алкогольной продукции. Однако создается впечатление, что при разработке законопроекта не принят во внимание следующий факт: в обороте алкогольной продукции принимают участие не только поставщики и производители алкогольной продукции, но и склады временного хранения (далее - СВХ) и таможенные склады (далее - ТС), осуществляющие лицензируемый вид деятельности по хранению алкогольной продукции, не выпущенной для свободного обращения. При этом владельцы СВХ и ТС получают соответствующие лицензии Росалкогольрегулирования, поскольку согласно п. 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, понятие оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя не только закупку (в том числе и импорт), поставки (в том числе и экспорт), но и хранение данной категории товаров.

Таким образом, становится очевидным, что данный законопроект коснется не только торгового оборота внутри страны, но также импорта алкогольной продукции, а, следовательно, и таможенных операций в отношении данного вида товаров. Согласно статье 167 Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТК ТС), до выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой осуществляется временное хранение на СВХ. Также, согласно статье 229 ТК ТС, иностранные товары могут находиться под таможенным контролем и на ТС. Среди действующих в России СВХ и ТС в настоящее время лишь единицы имеют помещения в собственности. Значительная часть СВХ, работающая с подакцизными товарами, имеют площадь менее 1000 кв.м. В случае вступления в силу новых требований, которым не соответствуют большинство складов, таможенные операции в отношении алкогольной продукции с большой долей вероятности будут приостановлены.

При таких обстоятельствах импортеры могут понести большие убытки в виде платы за простой транспортных средств, упущенной выгоды и пр., в связи с чем имеют право потребовать возмещения таких убытков у государства.

Кроме того, существует вероятность монополизации рынка хранения алкогольной продукции, что в свою очередь приведет к повышению тарифов на складские услуги. Те немногие склады, которые смогут соответствовать новым требованиям, установят контроль за ценами на хранение алкогольной продукции.

Новые требования коснутся не только интересов импортеров алкогольной продукции, но и интересов владельцев СВХ и ТС. В соответствии с таможенным законодательством, владельцы СВХ и ТС получают свидетельство на осуществление своей деятельности только при условии внесения обеспечения уплаты таможенных платежей (как правило, в виде банковской гарантии), величина которого прямо пропорциональна полезному объему помещения СВХ или ТС.

Кроме того, в зависимости от объема помещений и полезной площади открытой площадки СВХ рассчитается сумма страхования гражданской ответственности владельца СВХ или ТС. В зависимости от рассчитанной страховой суммы владельцы складов ежегодно выплачивают страховую премию. Т.е. затраты владельцев складов напрямую связаны с площадью складских помещений.

Таким образом, если законопроект вступит в силу в представленном виде, то предъявление с 01.01.2011 года к СВХ (ТС) новых требований повлечет за собой необходимость расширения площадей тех СВХ (ТС), которые в настоящее время владеют помещениями площадью менее 1000 кв. м. Указанная мера неминуемо повлечет за собой дополнительные затраты владельцев складов и скажется на тарифах на складские услуги.

Для того, чтобы определить, сколько единиц алкогольной продукции можно разместить на площади в 1000 кв. м, приведем следующий расчет. На склад класса А, площадью 1000 кв. м (полезная площадь примерно 700 кв.м.) помещается 4375 европаллет, одна паллета содержит примерно 300 бутылок алкогольной продукции. Таким образом, на складе в 1000 кв. м. можно одновременно осуществлять хранение более 1 300 000 бутылок. Исходя из того, что норма загрузки стандартной еврофуры составляет 33 европаллеты, то на площадь в 1000 кв. метров можно выгрузить 133 еврофуры алкогольной продукции! Очевидно, что площадь склада в 1000 кв. м. в большинстве случаев окажется невостребованной и владельцы складов понесут неоправданные расходы.

Кроме того, хотелось бы обратить внимание на следующее.

Законопроектом не разъяснено, какое помещение можно считать отдельным (выделенным) стационарным складским помещением. Большинство складов класса "А" разделены на отсеки перегородками из металлической сетки. Посчитает ли Росалкогольрегулирование такое помещение "выделенным"?

Более того, как следует из текста законопроекта, помещение площадью 1000 кв.м должно быть единым. Вместе с тем, это требование невозможно соблюсти на СВХ, который кроме общего помещения для хранения импортируемых товаров, должен иметь отдельное помещение для хранения товаров с особыми условиями хранения, помещение для размещения рентгеновской телевизионной установки, а также выделенную зону задержанных грузов.

Требование законопроекта иметь складские помещения для хранения алкогольной продукции в собственности для большинства владельцев СВХ, которые в настоящее время арендуют площади, является практически невыполнимым. Кроме того, согласно таможенному законодательству, регулирующему деятельность СВХ и ТС, склады могут располагаться и в арендованных помещениях.

В данной ситуации можно провести аналогию и обратиться к прошлому опыту. В 2006 году государство, усиливая борьбу с нелегальным ввозом и производством алкогольной продукции, ввело систему фиксации объема алкогольной продукции в единой автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). При этом требования по внедрению указанной системы коснулись не только организаций, осуществляющих производство, закупки и поставки алкогольной продукции, но и СВХ (ТС). Впоследствии данное требование в отношении СВХ и ТС было отменено, как нецелесообразное, путем внесения изменений в Федеральный закон № 171-ФЗ.

В рассматриваемой ситуации необходимо избежать прошлых ошибок и до принятия Государственной Думой соответствующего Федерального закона на основе законопроекта № 387203-5 внести в него необходимые изменения, согласно которым его положения не будут распространяться на СВХ и ТС. В противном случае могут возникнуть большие трудности, связанные с невозможностью легального ввоза алкогольной продукции из-за несоответствия подавляющего большинства СВХ и ТС требованиям, предъявляемым к помещениям для ее хранения.

В настоящее время соответствующие предложения направлены ООО "Национальный таможенный брокер" в Экспертный совет Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Российской Федерации.

ТКС, 30.08.2010

Автор: В.Н.Ионичева
Расчет кратчайшего расстояния
Расчет платежей
Библиотека
On-line консалтинг
Заказ услуги