Главная Рус    Eng
Главная / Пресс-центр / Пресса о нас

Пресса о нас

Ответственность за непринятие мер по размещению товаров

 

Нагорнюк А.А. - юрист по таможенному праву ООО "Национальный таможенный брокер"

Изменение таможенного законодательства, связанное с образованием Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан существенно повлияло на порядок привлечения к административной ответственности лиц, осуществляющих таможенные операции с товарами и деятельность в области таможенного дела, в том числе при помещении товаров на склад временного хранения (далее - СВХ).
Приказ ГТК РФ от 03.09.2003 от    № 958 (далее - Приказ), действовавший до 10 июля 2011 года  устанавливал Правила совершения таможенных операций при временном хранении товаров (далее Правила). Вместе с тем, ни законодательством, ни Приказом, ни иными нормативными актами не был установлен четкий порядок помещения товаров на СВХ, а также не были определены лица, ответственные за его соблюдение. Лишь  пункт 5 Правил указывал на то, что товары по истечении установленного времени должны быть помещены на СВХ. Поэтому неудивительно, что до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза и принятых на основании его нормативных актов таможенными органами использовались различные подходы к определению субъекта административного правонарушения в соответствии со статьей 16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -  КоАП РФ) и за аналогичные правонарушения, связанные с нарушением порядка помещения товаров на СВХ, могли быть привлечены к ответственности различные субъекты.
Статья 16.14 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, свободный склад или на склад получателя товаров либо порядка их хранения, а равно совершение с ними или с товарами, имеющими статус находящихся на временном хранении, операций, влекущих изменение состояния таких товаров или нарушение их упаковки и (или) изменение наложенных средств идентификации, без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы. Санкция статьи предусматривает назначение наказания в виде  административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
На протяжении 2009 - 2010 годов рядом таможенных органов Российской Федерации неоднократно предпринимались попытки привлечения перевозчиков к административной ответственности по статье 16.14 КоАП РФ за нарушение установленных требований и условий помещения товаров на склад временного хранения.  В вину перевозчику вменялось непринятие мер по помещению товаров на временное хранение  по истечении 24-х часов с момента выдачи подтверждения о прибытии транспортного средства в случае не осуществления выпуска товара либо оформления таможенного транзита.
Обоснованием позиции таможенных органов служили упомянутые  ранее  положения пункта 5 Правил совершения таможенных операций при временном хранении, утвержденных приказом ГТК РФ от 03.09.2003 № 958: «..Если в соответствии с таможенным законодательством временное хранение должно осуществляться на СВХ, то товары по истечении времени, необходимого для завершения внутреннего таможенного транзита в месте нахождения таможенного органа, должны быть помещены на временное хранение на СВХ либо иное место....».
Федеральная таможенная служба, отменяя на протяжении 2010 года постановления нижестоящих таможенных органов, указывала, что статьей 88 Таможенного кодекса Российской Федерации был установлен исчерпывающий перечень обязанностей перевозчика при осуществлении процедуры внутреннего таможенного транзита (ВТТ). Обязанность по помещению товаров на СВХ при завершении процедуры ВТТ таможенным законодательством не была возложена на перевозчика.
В указанный период времени сложилась и практика привлечения к административной ответственности по статье 16.14 КоАП РФ именно владельцев складов временного хранения. Суды трактовали положения таможенного законодательства Российской Федерации, касающиеся обязанности владельца СВХ поместить товары на склад временного хранения, в пользу  таможенных органов, отказывая владельцам СВХ в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными решений таможен о  привлечении к административной ответственности. 
Со вступлением в законную силу Таможенного кодекса Таможенного союза правовая  позиция Федеральной таможенной службы Российской Федерации по вопросу привлечения перевозчика к административной ответственности по статье 16.14 КоАП РФ за нарушение установленных требований и условий помещения товаров на склад временного хранения претерпела изменения.
Согласно разъяснений ФТС России (письмо от 14.04.2011 № 18-12/17189 «Об оказании правовой помощи»), в  настоящее  время за непринятие по истечении трех часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия, мер по совершению таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, а равно неосуществление указанных действий после завершения таможенной процедуры таможенного транзита, перевозчик объективно может быть привлечен к административной ответственности по статье 16.14 КоАП РФ.  ФТС России закрепляет  свои позиции положениями статей 160, части 6 статьи 225 Таможенного кодекса Таможенного союза, пункта 5 части 1, части 2 статьи 194 Федерального закона от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Перечисленные нормативно – правовые  акты четко устанавливают обязанность перевозчика  или иного  заинтересованного лица при прибытии  товаров на таможенную территорию Таможенного союза, в течении трех часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия, совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой. Таможенный  кодекс  Таможенного союза регламентирует обязанность перевозчика или иного заинтересованного лица совершить аналогичные действия  после завершения процедуры таможенного транзита (часть 6 статьи 225 ТК ТС). 
Очевидно, что при завершении таможенной процедуры таможенного транзита обязанность по совершению таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в течение определенного срока, возложена, в первую очередь, на перевозчика, в то время  как иные заинтересованные лица (к примеру, получатель товара) в соответствии с положениями договора перевозки также могут быть наделены правом по совершению таких таможенных операций.
Если условиями договора перевозки предусмотрена обязанность получателя товаров (декларанта), являющегося заинтересованным лицом, принять меры в установленный статьей 22 ТК ТС срок по их помещению на временное хранение или таможенному декларированию, субъектом правонарушения будет декларант, не совершивший соответствующие таможенные операции. Также субъектом правонарушения может являться и  владелец СВХ, который не совершил операций по помещению в установленный срок товаров на СВХ, переданных  ему перевозчиком, но при этом в товаросопроводительных и (или) коммерческих (складских) документах на груз поставил отметку, свидетельствующую о принятии товаров на СВХ.
Последствия привлечения таможенного перевозчика, декларанта и владельца СВХ к административной ответственности по статье 16.14 КоАП РФ различны.
Согласно подпункту 2 статьи 25 ТК ТС владелец склада временного хранения исключается из реестра владельцев складов временного хранения за несоблюдение обязанностей, предусмотренных подпунктами 1 - 5, 7 и 8 статьи 26 ТК ТС. Подтверждением несоблюдения таких обязанностей является привлечение владельца склада временного хранения к административной ответственности за административное правонарушение в области таможенного дела, предусмотренное частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, и (или) неоднократное (два и более раза) привлечение владельца склада временного хранения к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные статьями 16.13, 16.14, 16.15, частями 2 и 3 статьи 16.23 КоАП РФ, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию по делам об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями, при условии, что сумма наложенных административных штрафов по указанным статьям, в том числе по совокупности, составила 500 тысяч рублей и более.
В отличии от владельца СВХ, привлечение к административной ответственности по рассматриваемой статье таможенного перевозчика не может явиться основанием для его исключения из соответствующего Реестра (пп 2 статьи 20 ТК ТС). Негативные последствия  привлечения  к  административной ответственности декларанта по ст. 16.14 КоАП  РФ выражены  только  суммой   штрафных санкций.
Анализ  вышеупомянутых  нормативных  актов, мониторинг статей и  положений  законодательных норм  в данном сегменте, оценка правовых  последствий невыполнения обязанности, установленной ТК ТС, позволяют сделать однозначный  вывод  о том, что в настоящее  время   в  случае   непринятия мер по помещению товаров в течение трех часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита на СВХ или под какую-либо таможенную процедуру и отсутствии документов и сведений, свидетельствующих о намерении иных заинтересованных лиц совершать таможенные операции в отношении товаров, вопрос о привлечении к административной ответственности будет рассматриваться именно в отношении перевозчика.

 

Журнал "Таможенное обозрение" (выпуск 2/2011 июнь-август)

 

Автор: Нагорнюк Алексей Александрович
Расчет кратчайшего расстояния
Расчет платежей
Библиотека
On-line консалтинг
Заказ услуги