Главная Рус    Eng
Главная / Пресс-центр / Пресса о нас

Пресса о нас

Особенности таможенного оформления продуктов химической промышленности

Н.Г.Барсук, начальник отдела методологии таможенного оформления ООО «Национальный таможенный брокер»

В последние годы импорт продуктов химической промышленности приобретает все большие объемы. Опыт оказания нашей компанией услуг таможенного брокера показывает, что знание особенностей декларирования продукции бытовой химии и химических соединений, используемых в промышленности, в том числе химического сырья, позволяет избежать многих проблем при таможенном оформлении этих товаров.

Основное требование, которое таможенный орган предъявляет при таможенном оформлении товаров – достоверность заявляемой информации и документальное подтверждение химических и потребительских свойств декларируемых товаров. Нельзя ожидать, что таможенный инспектор, осуществляющий проверку таможенной декларации, будет обладать знаниями специалиста-химика, чтобы по одному описанию товара в грузовой таможенной декларации (ГТД) решить вопрос о совпадении заявляемых свойств с фактическими свойствами товара, перемещаемого через границу. Поэтому таможенный орган обычно требует документального подтверждения тех или иных характеристик товара, поскольку от них во многом зависит величина взимаемых таможенных пошлин и контрольных мер, применяемых к товарам различными государственными органами России.

Классификация товара.

Особое внимание при декларировании продуктов химической промышленности уделяется правильной классификации товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД России), поскольку именно от кода ТН ВЭД зависит величина ввозной таможенной пошлины. Это приобретает особое значение при декларировании химических продуктов, используемых в промышленности и химического сырья. При таможенном оформлении таких товаров обязательно представление сертификата состава (процентного соотношение компонентов) и карты безопасности. Эти документы помогают декларанту правильно применить правила, в соответствии с которыми осуществляется классификация товара в соответствии с ТН ВЭД (всего таких правил шесть). В зависимости от химических составляющих и назначения продукта товар может быть задекларирован в той или иной группе ТН ВЭД.  Часто бывает так, что химический продукт представляет собой смеси различных химических элементов, в этом случае классификация товара может осуществляться с учетом его назначения. Например, очистители-обезжириватели, состоящие в основном из щелочей, но с добавками различных примесей, декларируются как моющие и чистящие средства, если же продукт состоит преимущественно из одного химического вещества, то он будет классифицироваться в соответствии с химическим составом, например, нитрит натрия будет классифицироваться кодом нитритов. Очевидно, что классификация в соответствии с ТН ВЭД России таких товаров, как химические продукты, является делом сложным, требующим большого опыта и профессиональной подготовки. Поэтому в нашей компании «Национальный таможенный брокер» этим занимаются специалисты, которых можно назвать таможенными товароведами. В их активе не только опыт таможенного декларирования, но и обширные знания, касающиеся свойств декларируемых товаров, ряд наших специалистов имеют ученую степень. Участникам внешнеторговой деятельности, осуществляющим импорт товаров, классификация которых неоднозначна, можно посоветовать получить предварительное классификационное решение Федеральной таможенной службы России в соответствии с приказом ГТК РФ от 22 августа 2003 года № 920. Предварительное решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России действует в течение пяти лет и может использоваться импортером без привязки к определенному внешнеторговому контракту. Жаль только, что получение его может растянуться на три месяца.

Взимание акцизов.

Кроме сложностей, связанных с классификацией товара в соответствии с ТН ВЭД России, многокомпонентный состав химических продуктов может повлиять на размер и вид таможенных платежей. Например, химические продукты, содержащие свыше 9 объемных % этилового спирта, кроме таможенных пошлин и НДС, облагаются акцизом (если товар поставляется в металлической аэрозольной упаковке независимо от содержания этилового спирта акциз не взимается). Соответственно, содержание спирта в продукте должно быть подтверждено документально. Обычно в качестве документа, подтверждающего содержание подакцизных составляющих в многокомпонентном веществе, таможенные органы используют заключение региональной экспертно-криминалистической службы Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЭКС ЦЭКТУ) либо других аккредитованных центров, уполномоченных выдавать такие заключения.

Разрешительные документы государственных органов.

Одной из задач таможенного органа является проверка соблюдения запретов и ограничений, установленных различными государственными органами в отношении ввоза товаров на территорию России.

В зависимости от кода ТН ВЭД России при проведении таможенного оформления таможенный орган может потребовать у импортера: сертификат соответствия системы ГОСТ Р, выдаваемый органами по сертификации продукции, санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ), выдаваемое подразделениями Роспотребнадзора, а также заключение, касающееся отсутствия озоноразрушающих веществ в продукции (например, для товаров в аэрозольной упаковке). В том случае, если на товары необходимо одновременно получение сертификата соответствия системы ГОСТ Р (далее сертификат) и СЭЗ, то в таможенные органы предоставляется только сертификат, при этом реквизиты СЭЗ обязательно должны быть указаны в сертификате. В СЭЗ обязательно указание производителя продукции и описания характеристик и марок товара.  К особым случаям относится ввоз товаров, которые классифицируются кодом ТН ВЭД России, требующим предоставления сертификата, но которые по своим характеристикам или назначению исключены из перечня товаров, которые подлежат обязательной сертификации. Например,   если товар классифицируется кодом ТН ВЭД 3402209000 (моющие и чистящие средства), то предоставление сертификата необходимо только на средства моющие синтетические порошкообразные (для стирки) и пеномоющие средства, предназначенные для розничной продажи. В остальных случаях требуется предоставление заключения о том, что товар по своему назначению или характеристикам не подлежит обязательной сертификации. Такое заключение уполномочен выдавать только Всесоюзный научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС) по запросу импортера (так называемые «отказные» письма ВНИИС). Причем таможенным органом должны приниматься к таможенному оформлению «отказные» письма независимо от того, кем из импортеров такое письмо было запрошено, главное, чтобы совпадало описание ввозимого товара с его характеристиками, указанными в письме.

Особую категорию представляют товары, например, краски, содержащие растворители (ацетон или толуол), которые в соответствии с законодательством РФ можно отнести к сильнодействующим средствам и прекурсорам (сырью для производства наркотических средств). В этом случае заключение о том, что ввозимые краски не являются сильнодействующими веществами уполномочен выдавать только Постоянный комитет по контролю наркотиков (ПККН).

Кроме того, существует целый ряд спиртосодержащей продукции, при ввозе которой требуется предоставление лицензий на закупку, хранение и поставки, выдаваемых Федеральной налоговой службой России. Это товары с содержанием этилового спирта более 1,5 объемных %. Исключение составляет спиртосодержащая непищевая продукция, расфасованная в металлическую аэрозольную упаковку емкостью не более 450 миллилитров.

 Ввоз оборудования для производства химических средств.

Столкнувшись с проблемами ввоза на территорию РФ готовых химических средств, некоторые иностранные и российские компании-производители в настоящее время проявляют большой интерес к строительству либо переоснащению на территории Российской Федерации крупных промышленных объектов, предназначенных для производства средств бытовой и промышленной химии и поэтому заинтересованы в поставках нового технологического оборудования. Ряд постановлений правительства, освобождающих ввоз широкого ассортимента технологического оборудования от уплаты пошлин, стимулирует иностранные инвестиции, в том числе   в сфере промышленного производства химических продуктов, ввозятся целые заводы и технологические линии. Очевидно, что такие поставки не могут осуществляться единовременно. Для того, чтобы эти промышленные  объекты ввозились по одному классификационному коду ТН ВЭД, приказом ГТК от 23.04.2001 № 388 утвержден порядок ввоза машин, поставляемых в виде отдельных компонентов. В соответствии с этим порядком ФТС России выдает по запросу импортера классификационное решение на ввозимые товары как на единую машину (действует такое решение 6 месяцев). В этом случае, если в соответствии с классификационным решением код товара является беспошлинным, то все компоненты машины в течение 6 месяцев могут быть ввезены беспошлинно. Такой порядок существенно облегчает прохождение таможенных процедур и экономит средства импортера. При этом особенно важна предварительная подготовка документов, направляемых в ФТС России для получения необходимого классификационного решения.

 Очевидно, что в настоящий момент импорт средств бытовой и профессиональной химии, химического сырья и оборудования для химических производств находится на подъеме, несмотря на все трудности, которые сопровождают импортера при пересечении российской границы. Этих трудностей можно избежать, только тщательно спланировав поставку товара, подготовив все необходимые документы и разрешения, проработав все возможные варианты таможенного оформления и найдя среди них оптимальный.

 

Журнал «Клининг» №1, 2007

Расчет кратчайшего расстояния
Расчет платежей
Библиотека
On-line консалтинг
Заказ услуги