Главная Рус    Eng
Главная / Пресс-центр / Пресса о нас

Пресса о нас

Электронное декларирование – догоняем Европу.

Сегодня электронное декларирование является одним их основных факторов ускорения процесса совершения таможенных операций как со стороны таможенных органов, так и участников ВЭД. Использование технологий электронного декларирования должно существенно облегчить труд декларантов, минимизировать количество документов на бумажных носителей, а главное, сделать оперативным и прозрачным обмен документами и сведениями между участником ВЭД и таможней.
Вопрос развития технологий электронного декларирования в России чрезвычайно важен и интересен. В этой связи важно проанализировать и международный опыт применения технологий ЭД, имеющуюся нормативную правовую базу по данному вопросу, а главное, подвести первые итоги практического применения электронных технологий в таможенном деле.
Учитывая постоянный рост международной торговли и ближайшую перспективу вступления России в ВТО, особую важность приобретает унификация таможенного законодательства, в том числе, порядка электронного документооборота на основе международных принципов и стандартов. Согласно принципам Международной конвенции от 17.05.73 «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (Киотская конвенция 1999), упрощение и гармонизация таможенных процедур могут быть достигнуты при максимальном практическом использовании  информационных технологий. В соответствии со  стандартом 7.4 Киотской конвенции «Применение информационных технологий» законодательство должно предусматривать электронные способы обмена коммерческой информацией в качестве альтернативы требованиям предоставления документов на бумажном носителе. Согласно Федеральному закону от 3 ноября 2010 года № 279-ФЗ, Российская Федерация присоединена к Киотской конвенции.
С 1 июля 2005 года европейские таможенники работают исключительно на основе электронного декларирования. В своем докладе на международной конференции «Таможня и бизнес: международные и региональные аспекты сотрудничества», проводимой 21 октября 2010 года, исполнительный директор Российско-Германской Внешнеторговой палаты Александр Маркус сообщил, что чрезвычайно трудно подготовить по запросу российской таможни экспортную декларацию на бумажном носителе, поскольку в странах ЕС не применяется декларирование на бумажном носителе. Таможня Германии использует современную информационную систему ATLAS,  играет существенную роль в ускорении таможенного оформления. Посредством системы ATLAS, которая  установлена во всех таможенных органах Германии, предприятия напрямую общаются с таможней . Европейский союз (ЕС) с 1 января 2011 года вводит обязательное предварительное информирование таможенных органов ЕС перевозчиками, осуществляющими ввоз товаров на территорию государств-членов ЕС в рамках Новой компьютеризированной транзитной системы стран ЕС (NCTS) .
Основным документом, регламентирующим вопросы электронного документооборота в России, является Федеральный закон от 10.01.02 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ предусматривает декларирование товаров в электронной форме. Таможенное декларирование в электронной форме с использованием таможенной декларации предусмотрено частью 3 статьи 179, а также частью 5 статьи 180 Таможенного кодекса таможенного союза (далее ТК ТС). Согласно части 5 статьи 183 ТК ТС при таможенном декларировании товаров документы могут представляться в виде электронных документов. Часть 1 статьи 43 ТК ТС дает возможность совершения таможенных операций с использованием информационных систем и информационных технологий, основанных на электронных способах передачи информации. Таким образом, новое таможенное законодательство дает таможенным органам и участникам ВЭД максимально исключить бумажные носители и человеческий фактор при совершении таможенных операций.
В соответствие с Федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)», в настоящее время осуществляется перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг по выдаче документов, связанных с таможенным оформлением товаров. Кроме того,  27 августа 2010 года Президент России Д.А.Медведев поручил Правительству РФ с 1 января 2011 года обеспечить переход на электронное декларирование переход при экспорте и импорте товаров без представления в таможенные органы соответствующих документов на бумажных носителях).
Инертность любых нововведений в таможенной системе давно себя показала. Вернемся на несколько лет назад и обратимся к докладу Леонида Лозбенко 15-16 октября 2004 г. в штаб-квартире Всемирной таможенной организации  в Брюсселе (Бельгия) на международном деловом форуме «Таможенный кодекс России: новый этап на пути к ВТО».  Леонид Лозбенко в своем выступлении сделал акцент на двух приоритетных  принципах взаимодействия таможни и бизнеса: предварительном предоставлении информации из страны отправления и электронном декларировании внутри России. Статс-секретаря - заместителя руководителя Федеральной таможенной службы Чайки К.Л. на заседании «круглого стола» в Государственной Думе 11 ноября 2010 года на тему «Изменение правовой базы таможенного регулирования в Российской Федерации: основные результаты правоприменительной деятельности таможенных органов» Если в начале 2010 года в электронном виде оформлялось 13,8 % всех деклараций (в том числе 2,6 % в сети интернет), то в начале ноября доля электронного декларирования достигла 43% (в том числе 39% в сети интернет). Интересно отследить динамику роста процентного соотношения электронных деклараций не только за 2010, а с 2004 года по 2010 процент оформления деклараций в электронном виде составил 13,8%.
По статистике ФТС России, резкий скачек количества оформляемых электронных деклараций произошел только в 2010 году. 2010 год – год завершения ФЦП «Электронная Россия», возможно на результативность повлияло поручение Президента России о переходе на 100% электронное декларирование к 2011 году.
Однако данные проблемы связаны не только с инертностью российской системы таможенных органов.  01.10.2010 в Интернет-интервью начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Дмитрий Некрасов сообщил Интернет-сайту «GZT.RU», что участники внешнеэкономической деятельности почему-то не идут с электронной декларацией. «Все те разрешительные документы, которые декларант получает в лицензирующем органе, в органе по сертификации, в ветеринарном, санитарном ведомстве, выдаются и имеют юридическую силу только на бумаге, в «твердой копии». И несмотря на то, что декларант подает электронную декларацию, по большому счету, у него на руках должен существовать, а по сути дублировать электронный, бумажный экземпляр этих разрешительных документов.
Таможня вынуждена гнаться за показателями в то время как не налажена система обмена электронными документами и сведениями на уровне государства. Проблема нежелания участников ВЭД подавать электронную декларацию более глубокая и должна решаться на государственном уровне. Значительные шаги в этом направлении уже предприняты.
В частности, в РФ полноценная работа системы без использования бумажных носителей возможна при создании Единой таможенной автоматизированной системы, которая должна стать одним из сегментов межведомственной интегрированной автоматизированной системы (МИАИС). Положение о межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системе федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ (МИАИС) было утверждено 29 декабря 2008 года постановлением Правительства РФ № 1057. В соответствии с указанным Положением, МИАИС представляет собой государственную территориально распределенную информационную систему, обеспечивающую в автоматизированном режиме взаимодействие информационных систем контрольных органов и иных информационных систем. Одной из целей формирования данной системы является технологические обеспечение межведомственного информационного взаимодействия по принципу «одного окна» и «одной остановки». В настоящее время данная система находится в стадии реализации.
18 ноября 2010 года Комиссия таможенного союза одобрила проект Решения «О Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза и первоочередных мерах по ее реализации». Концепция разработана на основе Решения комиссии таможенного союза от 25.06.2009 № 61 «О разработке Комплекса мероприятий по созданию интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли». Важным является тот факт, что Концепция предусматривает  технико-экономическое обоснование создания и функционирования единой информационной системы, а также межгосударственный и межведомственный обмен информацией.
Совершение таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме регламентировано приказом ГТК России от 30.03.2004 № 395. Недавно, приказом ФТС России от 14.07.10 № 1331 снят запрет на электронное декларирование товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в виде лицензирования и (или) квотирования, в том числе лекарственных средств.
Решением Комиссии таможенного союза 14.10.2010 № 421 утверждены структуры и форматы электронных копий декларации на товары и транзитной декларации, корректировки декларации на товары. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 № 450 «О структурах и форматах электронных копий декларации таможенной стоимости и формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей» вступает в силу через месяц после официального опубликования на сайте Комиссии таможенного союза (опубликован 22.11.2010).
Решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 257 предусмотрена разработка Инструкции о порядке представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа.

другими контролирующими органами, банковскими и страховыми организациями, логистическими компаниями, перевозчиками, экспедиторами и т.д. Когда это все будет завязано в единый механизм, тогда можно будет сказать, что создана система электронной торговли, а электронная таможня - это часть электронной торговли. Соглашение об электронной торговле предусмотрено Рекомендацией № 31 ЕЭК ООН .

Автор: Валентина Ионичева, старший специалист по методологии таможенного оформления компании НТБ
Расчет кратчайшего расстояния
Расчет платежей
Библиотека
On-line консалтинг
Заказ услуги