Главная Рус    Eng
Главная / Пресс-центр / Пресса о нас

Пресса о нас

Авансовые платежи в условиях Таможенного союза – проблемные вопросы.
Возможность внесения авансовых платежей в счет уплаты таможенных сборов, таможенных пошлин и налогов всегда использовалась импортерами в целях упрощения процедуры уплаты таможенных платежей. Авансовые платежи являются важнейшей экономической и правовой категорией, поскольку являются средством уплаты таможенных платежей, которые формируют доходную часть федерального бюджета. Поэтому технология уплаты авансовых платежей, изменившаяся в условиях Таможенного союза, на сегодняшний день требует особого внимания. Отметим наиболее важные и проблемные вопросы, касающиеся авансовых платежей.
В соответствии с п. 1 статьи 73 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) авансовыми платежами признаются денежные средства (деньги), внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств - членов Таможенного союза. Такое же определение авансовых платежей предусмотрено п. 1 статьи 121 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» (далее – Закон).
Отметим, что согласно прежней редакции ч. 1 ст. 73 ТК ТС авансовыми платежами признавались денежные средства, уплаченные и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств - членов Таможенного союза .
Таким образом, действующее в настоящее время таможенное законодательство Таможенного союза не предусматривает внесение авансовых платежей в отношении ввозной таможенной пошлины. 1 сентября 2010 года вступило в силу Соглашение «Об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20.05.2010 (далее – Соглашение). Указанное Соглашение определяет порядок зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин между бюджетами государств – членов Таможенного союза, их уплата должна производиться на отдельный счет.
По одной таможенной декларации плательщику требуется оформлять два платежных поручения на уплату таможенных платежей – одно на уплату ввозных таможенных пошлин, другое – на уплату авансовых платежей в счет таможенных сборов, НДС и акцизов.
В соответствии с п. 2. статьи 12 Соглашения, Российская Федерация и Республика Беларусь обеспечивают в течение шести месяцев с даты вступления в силу Соглашения уплату плательщиками ввозных таможенных пошлин отдельными расчетными (платежными) документами (инструкциями) на единый счет уполномоченного органа Российской Федерации и единый счет уполномоченного органа Республики Беларусь. Данное положение разъяснено письмом ФТС России от 23.08.10 № 01-11/41031 «Об уплате с 1 сентября 2010 года ввозной таможенной пошлины», согласно которому в переходный период с 1 сентября до 1 марта 2011 года возможен зачет в счет уплаты ввозной таможенной пошлины авансовых платежей, уплаченных на счет УФК по г.Москве до 1 сентября 2010 года. С 1 марта 2011 г. зачет авансовых платежей в уплату ввозной таможенной пошлины не производится.
Часть 2 статьи 116 Закона разрешает уплачивать ввозную таможенную пошлину до подачи таможенной декларации. Таким образом, вместо внесения авансовых платежей импортером может быть осуществлена предоплата. На первый взгляд, суть одна и та же, однако различие в терминологии влечет за собой разные правовые последствия. Таможенная пошлина относится к таможенным платежам, авансовый платеж является имуществом плательщика, который вправе им распоряжаться в предусмотренном законом порядке. Вместе с тем, согласно п. 2 статьи 3 Соглашения, на денежные средства, находящиеся на едином счете уполномоченного органа (речь идет о зачисленных на единый счет ввозных таможенных пошлинах) не может быть обращено взыскание в порядке исполнения судебных актов или каким-либо иным способом.
Можно предположить, что поскольку предоплата по ввозной таможенной пошлине уплачивается участниками ВЭД «с запасом», то фактически денежные средства на едином счете будут превышать реальный размер таможенных пошлин, указанных в таможенных декларациях. Соответственно, возрастут доходы от распределения ввозных таможенных пошлин, поступающих в бюджеты государств-участников Таможенного союза.
Для того чтобы установить порядок, регламентирующий возможность использования авансовых платежей для уплаты ввозных таможенных пошлин, необходимо вносить изменения в ТК ТС, в Соглашение и Закон. При этом соответствующие решения должны быть приняты на международном уровне при участии Белоруссии и Казахстана. Как отмечает начальник Аналитического управления ФТС России Владимир Ивин, в настоящее время осуществляется доработка положений ТК ТС, в том числе ФТС России внесены предложения об установлении возможности вносить авансовые платежи в счет уплаты ввозной таможенной пошлины. Данные предложения направлены на упрощение таможенных формальностей и улучшение инвестиционного климата в России .
Помимо предоплаты, в настоящее время ввозная таможенная пошлина может быть уплачена с помощью микропроцессорных банковских карт. Использование микропроцессорных карт является реальной альтернативой авансовым платежам, поскольку гарантирует своевременное и полное поступление таможенных платежей на счет, при этом не отвлекаются лишние денежные средства из оборота фирм. Здесь следует отметить, что в настоящее время в России не развита конкуренция между организациями, предоставляющими финансовые услуги по уплате таможенных платежей.
Согласно п. 73 ТК ТС, а также п. 3 статьи 121 Закона, денежные средства (деньги), уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи. При внесении авансовых платежей уплаченные средства не будут считаться таможенными платежами до тех пор, пока участник ВЭД не сделает соответствующего распоряжения таможенному органу. В качестве распоряжения может являться таможенная декларация.
Что касается возврата авансовых платежей, ТК ТС отдает вопрос о распоряжении невостребованными суммами авансовых платежей на откуп национальным законодательствам государств – членов ТС. В соответствии со статьей 122 Закона возврат авансовых платежей осуществляется в течение трех лет со дня последнего распоряжения плательщика об использовании авансовых платежей. Согласно п. 2 указанной статьи Закона по истечении трехгодичного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета. Вместе с тем, в соответствии с п. 3 статьи 35 Конституции РФ, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Таким образом, в случае возникновения спорной ситуации участник ВЭД вправе обратиться в арбитражный суд с целью обжалования отказа в возврате авансовых платежей, а также в Конституционный суд РФ с целью проверки конституционности положений Закона в части списания невостребованных авансовых платежей в федеральный бюджет.
В соответствии с п. 1 статьи 91 ТК ТС в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно, в том числе, за счет сумм авансовых платежей. Также, согласно п. 2 статьи 150 Закона, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей может производиться принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, участники ВЭД в настоящее время имеют возможность использовать авансовые платежи для уплаты вывозной таможенной пошлины, а также таможенных сборов и налогов. Уплата ввозной таможенной пошлины может быть осуществлена отдельным платежным поручением на единый счет уполномоченного органа посредством предоплаты. Данная технология неудобна для импортеров. В современных условиях развития информационных технологий отчасти проблема может быть решена с помощью использования электронных платежных систем. Однако, ситуация с ограничением импортера в праве уплачивать ввозную таможенную пошлину посредством авансовых платежей должна быть урегулирована – импортер должен иметь альтернативу и использовать различные способы уплаты таможенных платежей, в том числе, посредством внесения аванса. Работа по внесению изменений в законодательство должна проводиться не в форме неконструктивной критики, а посредством эффективного сотрудничества представителей уполномоченных структур Таможенного союза, государственных органов (в том числе, таможенных) государств-участников Таможенного союза и, конечно, представителей бизнеса. 

 
Автор: Валентина Ионичева, старший специалист по методологии таможенного оформления компании НТБ
Расчет кратчайшего расстояния
Расчет платежей
Библиотека
On-line консалтинг
Заказ услуги