Главная Рус    Eng
Главная / Пресс-центр / Пресса о нас

Пресса о нас

Предварительное информирование – упрощение или дополнительные барьеры?

Глобализация производства и либерализация торговли открывают возможности для увеличения международного товарооборота. Унификация таможенного законодательства, в том числе, порядка электронного документооборота, осуществляется на основе международных принципов и стандартов, что особую важность приобретает на пороге вступления России в ВТО. Согласно принципам Международной конвенции от 17.05.73 «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (Киотская конвенция 1999), упрощение и гармонизация таможенных процедур могут быть достигнуты при максимальном практическом использовании информационных технологий. В соответствии со стандартом 7.4 Киотской конвенции «Применение информационных технологий» законодательство должно предусматривать электронные способы обмена коммерческой информацией в качестве альтернативы требованиям предоставления документов на бумажном носителе. Согласно Федеральному закону от 3 ноября 2010 года № 279-ФЗ, Российская Федерация присоединена к Киотской конвенции.
При пересечении товаров через таможенную границу особую важность приобретает контроль за соблюдением законодательства участниками внешнеторговой деятельности, а также создание благоприятных условий для развития внешней торговли. В этой связи, в целях упрощения таможенных процедур при пересечении границы в настоящее время таможенными органами реализуется концепция предварительного информирования.
Концепция предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации впервые была утверждена приказом ФТС России от 10.03.06 № 192 на основании п. 3 статьи 59 Таможенного кодекса Российской Федерации, позволяющей федеральному органу исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, устанавливать порядок и технологии таможенного оформления. Таким образом, технологии предварительного информирования внедрялись вне зависимости от процессов формирования Таможенного союза. Статья 42 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) прямо предусматривает подачу таможенным органам предварительной информации в электронном виде о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу, уполномоченными экономическими операторами, перевозчиками, в том числе таможенными перевозчиками, таможенными представителями и иными заинтересованными лицами. Кроме того, ТК ТС предусматривает обмен таможенными органами предварительной информацией с таможенными органами иностранных государств. Право перевозчика, таможенного представителя либо иного заинтересованного лица представить предварительную информацию о товарах до их фактического прибытия на таможенную территорию Таможенного союза закреплено также частью 2 статьи 158 ТК ТС.
На основании положений ТК ТС заключено Соглашение от 21.05.10 «О предоставлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» (далее – Соглашение). Данное Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 15.11.2010 № 304-ФЗ и определяет порядок предоставления предварительной информации в электронном виде таможенным службам государств-участников Таможенного союза, а также порядок действий должностных лиц таможенных органов при использовании предварительной информации. В соответствии с Соглашением, в случае, если товары предполагаются к помещению под таможенную процедуру транзита, объем сведений при предварительном информировании соответствует объему сведений, которые должны содержаться в транзитной декларации. В случае если транзитная декларация подаваться не будет, объем сведений определяется в соответствии со статьей 159 ТК ТС, устанавливающей перечень документов и сведений, предоставляемых таможенному органу в зависимости от вида транспорта. Следует отметить, что согласно части 1 статьи 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры транзита, таможенному органу предоставляется декларация на товары.
Европейский союз (ЕС) с 1 января 2011 года ввел обязательное предварительное информирование таможенных органов ЕС перевозчиками, осуществляющими ввоз товаров на территорию государств-членов ЕС в рамках Новой компьютеризированной транзитной системы стран ЕС (NCTS) .
Реализация Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 2225-р, предусматривает интеграцию Автоматизированной системы контроля за таможенным транзитом с Новой компьютеризированной транзитной системой (NCTS) стран ЕС. Создание российской автоматизированной национальной транзитной системы в настоящее время проводится в рамках российского законодательства и в соответствии с международным правом и опирается на практику и существующее нормативное регулирование Европейского союза и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).
Законодательством Таможенного союза в отличие от стран Европейского союза до сих пор не были определены случаи обязательного предоставления таможенным органам предварительной информации. Согласно части 3 статьи 42 ТК ТС случаи и порядок предоставления предварительной информации определяются в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза. В свою очередь, статья 3 Соглашения определение обязательности предоставления предварительной информации относит к компетенции Комиссии таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 899 с 17 июня 2012 года (дата вступления в силу указанного решения) вводится обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом.
Работа по информационному взаимодействию в рамках Таможенного союза может быть эффективна лишь при налаженной системе межведомственного взаимодействия в государствах-членах Таможенного союза. В частности, в РФ полноценная работа системы без использования бумажных носителей возможна при создании Единой таможенной автоматизированной системы, которая должна стать одним из сегментов межведомственной интегрированной автоматизированной системы (МИАИС). Положение о межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системе федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ (МИАИС) было утверждено 29 декабря 2008 года постановлением Правительства РФ № 1057, которое начало действовать 25 января 2011 года.
В соответствии с указанным Положением, МИАИС представляет собой государственную территориально распределенную информационную систему, обеспечивающую в автоматизированном режиме взаимодействие информационных систем контрольных органов и иных информационных систем. Одной из целей формирования данной системы является технологические обеспечение межведомственного информационного взаимодействия по принципу «одного окна» и «одной остановки». В настоящее время данная система находится в стадии реализации.
19 ноября 2010 года Решением Межгоссовета ЕврАзЭС № 60 утверждена Концепция создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза и первоочередных мерах по ее реализации». Важным является тот факт, что Концепция предусматривает технико-экономическое обоснование создания и функционирования единой информационной системы, а также межгосударственный и межведомственный обмен информацией. Система направлена, в том числе, и на обеспечение возможности реализации механизмов предварительного информирования.
Для достижения целей увеличения предварительного информирования ФТС России введен в опытную эксплуатацию Интернет-портал электронного представления сведений, работа которого аналогична Интернет-порталам европейских таможенных служб. Это обеспечивает возможность участникам внешнеэкономической деятельности без дополнительных затрат на подключение к информационным системам таможенных органов представлять в электронной форме информацию о товарах до их прибытия.
Проведенный анализ действующего законодательства, позволяют выявить существующие проблемы, которые могут проявиться при введении обязательности процедуры предварительного информирования:
1. Не налажен межведомственный обмен информацией между контролирующими органами РФ.
2. Информационные системы государств-участников таможенного союза до настоящего времени не интегрированы друг с другом.
3. Не налажена система обмена предварительной информацией государств-участников таможенного союза с иностранными государствами, в том числе, не завершена процедура интеграции Российской автоматизированной системы транзита с Новой компьютеризированной транзитной системой Европейского союза (NCTS),
В настоящее время очереди на границах в автомобильных пунктах пропуска сохраняются. Из-за низкой пропускной способности автомобильных пунктов пропуска фактически не имеется возможности внеочередного прохождения пункта пропуска участниками ВЭД, заблаговременно направившие в таможенный орган предварительную информацию.
Решение текущих проблем видится в эффективной организации межведомственного обмена информацией между контролирующими органами внутри России. Интеграция электронных информационных систем в рамках таможенного союза, а также информационное взаимодействие со странами ЕС позволит получать оперативную и качественную информацию о международной торговле товарами. Главное условие решения поставленных задач – своевременное решение организационных вопросов внутри страны и на межгосударственном уровне.
Активное использование таможенными представителями, перевозчиками и иными участниками внешнеторговой деятельности процедуры предварительного информирования должно ускорить движение грузов через таможенную границу Таможенного союза и более оперативную работу таможенной службы.
Однако воспользоваться преимуществами предварительного информирования позволят следующие обстоятельства:
- готовность участников внешнеторговой деятельности к обязательному предварительному информированию;
- готовность таможенных органов своевременно получать, перерабатывать предварительную информацию и обмениваться ей с другими ведомствами.
- строительство современных пунктов пропуска, а также дополнительных полос движения и площадок для стоянок автотранспортных средств.
Несмотря на существующие недоработки законодательства и единой информационной системы, использование предварительного информирования государствами-участниками Таможенного союза уже имеет первые положительные результаты. Процессы экономической интеграции, ускорение и рост товарооборота в условиях создания электронной таможни предусматривают необходимость заблаговременного получения контролирующими органами предварительной информации о перемещении грузов, а также обмен предварительной информацией между государствами-участниками Таможенного союза и странами ЕС.

Автор: Валентина Ионичева, старший специалист по методологии таможенного оформления компании НТБ
Расчет кратчайшего расстояния
Расчет платежей
Библиотека
On-line консалтинг
Заказ услуги